500-400 гг. до н.э.

Ольвия классического периода. Каллипиды

Ольвия: экономика и общественная жизнь

Ольвия была одним из крупнейших торговых центров Северного Причерноморья. Через нее проходил большой объем греческих товаров, направляющихся далее по Днепру и Южному Бугу. Большую часть этого импорта составляла столовая посуда, оружие, предметы роскоши из драгоценных металлов, а также вино и масло. В обратном направлении через Ольвию в греческие полисы вывозились зерно, соленая рыба, кожи и рабы (КИДМ, 2007, с.154-155). Ольвия, вероятно, входила в состав первого Афинского морского союза, однако, это мнение разделяют не все исследователи (Археология СССР, 1984, с.11).

Экономический развитие Ольвии происходило на фоне благоприятных климатических условий. К 450 г. до н.э. заканчивается период холодного климата ранней субатлантической эпохи. Начинается заметное потепление климата. Этот период оптимальных природных условий длился до 380-350 гг. до н.э. (Клименко, 2004, с.19).

После 500 г. до н.э. наблюдается заметное увеличение площади жилой и хозяйственной застройки Ольвии. Большинство жилищ представляют из себя полуземлянки небольшого размера. Появляются наземные дома из сырцового кирпича на каменном цоколе. Геродот сообщает о существовании в Ольвии городских оборонительных стен, возведенных, вероятно, в 500-450 гг. до н.э. В дальнейшем, по мере роста города, крепостные стены несколько раз перестраивались. В 500-400 гг. до н.э. растущий город принимает новый облик в соответствии с гипподамовой системой планировки (Археология СССР, 1984, с.36).

Ольвия представляла собой классический греческий полис, в котором власть и собственность принадлежала общине полноправных граждан города. Рабы, иноземцы, женщины не входили в состав гражданской общины. Ольвиополитам также принадлежали права на земли сельской округи (хоры) полиса. Народное собрание граждан было верховным органом власти в Ольвии, который издавал все законы и декреты, касающиеся жизни полиса. Исполнительная власть осуществлялась коллегиями выборных магистратов, среди которых центральное место занимала коллегия пяти архонтов. Архонты отвечали за внешнюю политику полиса, контролировали финансы и выпуск монеты. Обороной и военной политикой занимались шесть стратегов. Внутренней безопасностью, соблюдением правопорядка в городе/агоре, проверкой мер и весов на рынках, занимались агораномы. Коллегия ситонов отвечала за распределение и закупкой хлеба для нужд полиса (Археология СССР, 1984, с.11).

Площадь агоры, места народных собраний Ольвии, в 500-400 гг. до н.э. покрывается вымосткой из щебня и черепками керамической посуды. В южной части агоры появляется гимнасий с глубоким колодцем, выложенным из плит известняка. На горловине колодца есть остатки пазов для крепления металлического подъемного механизма. В северо-восточной части агоры располагался глубокий водоем (Археология СССР, 1984, с.11).

В северной и северо-западной части города, а также к западу от Заячьей балки в 500-400 гг. до н.э. находился ольвийский некрополь. В большинстве случаев умерших хоронили в простых грунтовых могилах, а также в разнообразных земляных склепах, над которыми иногда делалась курганная насыпь. Погребенных в основном хоронили в деревянных гробах или саркофагах. Тела ориентировали по линии запад-восток. При раскопках некрополя найдено большое количество различных украшений, амулетов, оружия, керамической посуды с остатками заупокойной пищи. Некоторые захоронения раннего времени были совершены с использованием обряда трупосожжения (Археология СССР, 1984, с.40).

В сообщении Геродота о скифском царе Скиле указывается о существовании в Ольвии фиаса вакхистов, последователей орфического, дионисийского учения. В Ольвии найдены нанесенные на костяные пластинки изречения орфиков, датируемые временем 500-400 гг. до н.э. Символика Вакха-Диониса была нанесена на ольвийских серебряных монетах, выпущенных около 410-390 гг. до н.э. На аверсе находилось изображение букрания, на реверсе был изображен тирс (Русяева, 2005, с.393-394).

В Ольвии использовался милетский календарь, в соответствии с которым новый год начинался в день весеннего равноденствия. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался от новолуния и длился 29 или 30 дней. Из-за отставания от солнечного года периодически возникала необходимость вводить дополнительный месяц. На граффито из Ольвии периода 500-400 гг. до н.э. перечислены все месяцы календаря: Тавреон (март-апрель), Таргелион (апрель-май), Каламайон (май-июнь), Панемос (июнь-июль), Метагейтнион (июль-август), Боэдромион (август-сентябрь), Кианепсион (сентябрь-октябрь), Апатурион (октябрь-ноябрь), Посейдион (ноябрь-декабрь), Ленеон (декабрь-январь), Антестерион (январь-февраль), Артемисион (февраль-март). Данный календарь использовался в Ольвии длительное время, включая эллинистический и римский периоды истории (Скржинская, 2001, с.40-41)

В 438/37 г. до н.э. Перикл осуществляет поход в Черное море, описанный Плутархом. С его слов, Перикл прибыл с большим флотом, позаботился о нуждах греческих городов и показал варварам и их царям мощь Афинской державы. В Синопе с помощью афинских войск был изгнан тиран Тимесилей, который бежал в Ольвию. Также, Перикл, вероятно, посетил афинскую колонию в Амисе (Пирей). О посещении других городов достоверная информация отсутствует (КИДМ, 2014, с.195).

Культ Аполлона в Ольвии

Теменос, священный участок Ольвии, состоял из так называемого Западного и Восточного участка, разделенных между собой широкой, вымощенной черепками и галькой улицей, на которой проводились различные ритуальные процессии. В Западной части находился древнейший ольвийский храм Аполлона Иетроса, который являлся по состоянию на 510-400 гг. до н.э. центральным архитектурным и религиозным монументальным сооружением Ольвии. Перед его фасадом и с западной стороны стояли алтари круглой формы. При изучении храма найден мраморный постамент, датируемый 475-450 гг. до н.э., предназначенный для треножника или небольшой бронзовой статуи с посвятительной надписью Аполлону Иетросу, владыке Истрии (Русяева, 2005, с.131).

Восточный участок теменоса был посвящен Аполлону Дельфинию. Наиболее ранние редкие археологические материалы с этого участка датируются 525-500 гг. до н.э. После 500 г. до н.э. количество жертвоприношений и даров увеличивается. Предполагается, что в это время на Восточном участке теменоса не было крупных архитектурных сооружений вплоть до возведения монументального храма Аполлона Дельфиния около 450 г. до н.э. (Русяева, 2005, с.135).

Храм Аполлона Дельфиния был сооружен из сырцового кирпича на каменном цоколе. Фасад был украшен двумя деревянными колоннами с терракотовыми волютами, сделанными в ионийском ордере. По периметру храма были расположены статуи и маленькие жертвенные алтари. В центре участка  стоял монументальный каменный алтарь для возлияний. На территории теменоса находился храм Зевса, а также несколько жертвенников для сожжений и два здания, примыкающих к ограде (Археология СССР, 1984, с.36).

Культ Аполлона Дельфиния со временем становится господствующим в Ольвии. Считается, что литые монеты в виде дельфина стали своеобразными символами почитания Аполлона Дельфиния в Ольвии. Эти вотивные предметы, служившие также и денежными знаками, были широко распространены на территории Ольвийского полиса. В 450-400 гг. до н.э. дельфин становится частью официальной эмблемы Ольвии, состоящей из символа Зевса орла, расположенного над дельфином. В других понтийских городах культ Аполлона Дельфиния не играл такой роли, в отличие от культа Аполлона Иетроса (Русяева, 2005, с.244).

Каллипиды

Ольвия, Борисфен (Березань) и другие поселения по берегам Днепро-Бугского лимана входили в состав единого регионального образования с центром в Ольвии. Геродот называет народ Ольвии борисфенитами. При этом, граждане Ольвии именовали себя ольвиополитами.  Предполагается, что греческие поселения возникли и существовали с согласия и при поддержке местного скифского населения. Отмечается сильное проникновение эллинской культуры в местной среде. Геродот пишет о народе каллипидов, которых он описывает, как «эллино-скифов». Подобное смешение ярко выражено в найденном в Ольвии двустороннем надгробии Леокса, сына Мольпагорея, датируемом около 490 г. до н.э. На одной стороне изображена фигура обнаженного атлета, на другой стороне находится изображение лучника в скифской одежде. Текст на надгробии содержит фразу: «Я — надгробный памятник Леоксу, сыну Мольпагорея…и я сообщаю, что Леокс, сын Мольпагорея, лежит далеко от своего родного города» (КИДМ, 2007, с.152-154).

Предполагается, что воинские захоронения в курганах у с. Аджигол принадлежали каллипидам. Они датируются временем около 510-400 гг. до н.э. Погребения были совершены в ямах с деревянными перекрытиями и полами. Тела лежали вытянуто головой на запад. Среди погребального инвентаря были мечи, наконечники копий, стрелы, панцири, греческие амфоры (Археология УССР, 1986, с.88).

Царь Скил

Геродот сообщает подробности взаимоотношений одрисской династии со скифами. Согласно ему, примерно в 460-450 гг. до н.э. дочь Тера, правителя одрисского царства, вышла замуж за скифского царя Ариапифа. В этом браке был рожден царевич Октамасад. У Ариапифа была еще одна жена, гречанка из Истрии. От нее был рожден Скил, который стал царем после смерти Ариапифа. Скил получил хорошее греческое образование, имел дом и греческую жену в Ольвии, которые регулярно посещал, оставляя свое скифское окружение за пределами города. Царь был вовлечен в общественную жизнь Ольвии, он являлся членом религиозного фиаса вакхистов. Сильное увлечение греческим образом жизни привело его к трагическому конфликту со скифами. Октамасад возглавил восстание против сводного брата. Скил бежал к правителю одрисов Ситалку, который выдал его Октамасаду. Взамен Ситалк добился выдачи своего брата и соперника (вероятно, Спарадока), который находился в Скифии. Эти события произошли не позднее 440 г. до н.э. и примерно совпадают по времени прихода Спартока I к власти на Боспоре (КИДМ, 2017, с. 529; КИДМ, 2007, с.152-154; Русяева, 2005, с.393-394).

Угасание Борисфена и сельских поселений

После 500 г. до н.э. наблюдается значительное сокращение размеров Борисфена. Вероятно, это происходит по причине быстрого роста Ольвии — крупного регионального центра. Поселение на острове Березань продолжало существовать, как сельская округа Ольвии примерно до 200 гг. до н.э. Следующие века вплоть до начала нашей эры, территория острова была, скорее всего, заброшена. В первые века нашей эры на острове Березань находилось небольшое сельское поселение и храм Ахилла Понтарха. Поселение прекратило существование в 200-300 гг. (Археология СССР, 1984, с.34).

В 500-470 гг. до н.э. происходит резкое сокращение числа сельских поселений в Нижнем Побужье. Вероятно, жители сельской округи переселились в Ольвию, где в это время отмечается значительный рост жилой и хозяйственной застройки.  К 450-400 гг. до н.э. относятся поселения Закисова балка и Козырка-2 (Археология СССР, 1984, с.43).

Использованная литература:

Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.1984
Археология Украинской ССР. Том 2. Скифо-сарматская и античная археология. Киев. 1986
Кембриджская история Древнего Мира. Том III, часть 3. Расширение греческого мира VIII-VI вв. до н.э. М. 2007

Кембриджская история Древнего Мира. Том V. Пятый век до нашей эры. М. 2014

Кембриджская история Древнего Мира. Том VI. Четвертый век до нашей эры. М. 2017
Клименко В.В. Холодный климат ранней субатлантической эпохи в Северном полушарии. М.2004
Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев. 2005

Скржинская М.В. Хронологические исчисления на Боспоре и в Ольвии // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. Т.2. СПб. 2001. с.40-44

Прокрутить вверх